levsha-proavto

материал был предоставлен

http://avtotexnik.ru

Одним из довольно распространенных видов чип-тюнинга являются "двухрежимные" прошивки. Первые варианты таких прошивок делались "хирургическим" вмешательством в ЭБУ, требовалось резать дорожки, выводить провода и пр. Как это делалось - читайте здесь. В системе впрыска "Январь 5" изначально заложена возможность использования двух разных калибровок для одного софта. Дело в том, что при разработке системы планировалось реализовать управление длиной впускной трубы. Такое решение подразумевает использование двух разных калибровок для открытого и закрытого клапана управления длиной впускной трубы. Для этих целей старший разряд Flash подведен к процессору и на разъеме реализованы резервные входы / выходы. Идея была похоронена, а аппаратная возможность управлять Flash`ем осталась и была взята на вооружение "чип-тюнерами". Для того, что бы данная функция работало, недостаточно просто записать в блок две прошивки - необходимо что бы ПО прошивок было доработано специальной программой, добавляющей в прошивки код, необходимый для контроля состояния переключателя подключающий, в зависимости от полученных данных первую или вторую прошивку (или набор калибровок).
В целях "дальнейшего развития" в контроллеры Январь 5.хх, VS5.1, Микас 7.х, Январь 7.2 производитель устанавливал микросхему флэш-памяти вдвое большего объема, чем требует прошивка. Старший разряд памяти подсоединен физически к процессору, но не используется в ПО. Это дает прекрасную возможность реализовать полноценное переключение на вторую прошивку.
Для получения двухрежимной прошивки необходимо внести в программу работы ЭБУ опрос состояния дополнительного порта и в зависимости от результата производить управление старшим адресом Flash, то есть ПО контроллера (прошивки) должны быть соответствующим образом изменены для выбора и переключения прошивок.
Программатор от SMS-Software Combiloader делает "двухрежимки" для систем Январь 5.1.х, Январь 7.2, VS5.1, Микас 7.х. В программатор "Romtool" встроена поддержка создания двухрежимных прошивок для ЭБУ Bosch M1.5.4. В данном случае управляющая программа одна, но используется 2 набора калибровок, поэтому нет необходимости применять ПЗУ увеличенного размера, модифицированная прошивка записывается в ПЗУ штатного размера - 27С512.
Переключение двухрежимных прошивок между собой производится кнопкой, замыкающей на общий провод контакт 52 (или какой либо другой - определяется модификатором) ЭБУ, индикация состояния производится светодиодом, подключенным к 38 (или к 31) контакту ЭБУ. В блоках Январь 5.1.1 может не хватать элементов внутри блока для нормальной индикации. В этом случае используйте только вариант №1. При этом необходимо помнить, что индикация будет работать независимо оттого, переключилась прошивка или нет.
Разумеется, что переключение корректно работает в режиме работающего двигателя. Для ЭСУД с контроллером Январь 7.2 для переключения двухрежимных прошивок используется тот же принцип, но номер контакта - 57.
Разумеется, если Вы хотите использовать прошивки с совершенно разным софтом, вариант с двухрежимными прошивками Вам не подойдет. В таком случае необходимо просто "склеить" прошивки специально созданной программкой  -  А.Михеенков, aka ALMI создал  программку для "склеивания" и разделения (!) прошивок. Скачивайте. Только не забывайте, что данная утилита просто ставит два файла рядом и записывает в один, удвоенной длины. Никакой модификации кода прошивки для переключения не производится. Аналогичная функция присутствует в программе CTPro. В этом варианте нужна аппаратная доработка блока.
Двухрежимные прошивки для систем Январь и VS, созданные с помощью программных средств разработки SMS-Software имеют одно очень приятное недокументированное свойство - работоспособность не изменяется при изменении положения прошивок. Например, у Вас имеется коммерческая прошивка V5ED13Z03-72. В ней первый режим - "Экономичный", второй "Динамичный". Если по каким-то причинам Вас это не устраивает, Вы хотите "Динамичный" режим первым, можно просто "разрезать" файл на 2 части, например, 001.bin ("Эконом") и 002.bin ("Динамик") и впоследствии "склеить" 002.bin + 001.bin. То есть, у Вас получится V5DE13Z03 и все будет прекрасно работать.
Двухрежимные прошивки, несмотря ни на что, шагают по стране. При установке таких прошивок не стоит забывать о том, что в ЭБУ, в целях экономии, могут не устанавливаться некоторые элементы, необходимые для переключения. В этом случае придется дорабатывать блок. Элементы переключения могут отсутствовать в "консервных" Bosch и в некоторых VS.
Двухрежимные прошивки на новых ЭБУ Bosch M7.9.7, Январь 7.2+, М73, Микас-11 
В памяти этих контроллеров слишком мало места для того, что бы уместить 2 полноценных набора калибровок. Поэтому, как правило, в данных системах возможно лишь переключение нескольких основных таблиц.
Bosch M7.9.7  Теоретическая возможность переключения заложена в этих системах производителем. Переключаться должны несколько основных таблиц, которые продублированы в прошивке (Например, "Базовый УОЗ" и "Базовый УОЗ 2"). Переключение - подачей низкого уровня на 57-му контакт ЭБУ.  К сожалению, такая возможность либо не реализована вообще, то есть программно отключен мониторинг порта, подключенного к 57 ноге ЭБУ, либо реализована только на части прошивок, т.к мне ни разу не удалось увидеть переключение. Внимание! Необходимо проконтролировать наличие элементов (резистор на процессор и резистор подтяжки) для переключения от 57 контакта ЭБУ до процессора, они могут быть не установлены при изготовлении блока.
Микас-11, Микас 10.3/11, Январь 7.2+, М73 В этих типах контроллеров изготовителем ПО не предусмотрено двух режимов. Поэтому доработка ПО под переключение - очень трудоемкий процесс и ПО существует только в коммерческих вариантах от SMS-Software. Используется, в основном, для чип-тюнинга автомобилей, оснащенных системами альтернативного топлива. В них предусмотрена возможность установки  двух наборов карт УОЗ, и сервисные функции отключения лямбда-регулирования, отключения бензонасоса, форсунок и отключение диагностики пропусков воспламенения.  Имеется несколько вариантов переключения: классический, по 57-му контакту процессора, и по каналу ДТВ (40 контакт ЭБУ). В этом случае ДТВ отрезают и на провод, идущий к контроллеру подают сигнал переключения, +5 или массу, возможен выбор любого варианта.
Некалиброванный пакет комплектуется прошивкой и специальными картами калибровок для программы Chip Tuning Pro. Есть и готовые калиброванные варианты, но они не содержат карт, что делает невозможным самостоятельную доработку прошивки.

© levsha-proavto

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz